Неточные совпадения
— Бестактнейшее вмешательство Витте в стачку ткачей придало стачке политический
характер. Правительство как бы убеждает рабочих, что теория классовой
борьбы есть — факт, а не выдумка социалистов, — понимаете?
Но как же она думала: чем должно разрешиться это поклонение? Не может же оно всегда выражаться в этой вечной
борьбе пытливости Штольца с ее упорным молчанием. По крайней мере, предчувствовала ли она, что вся эта
борьба его не напрасна, что он выиграет дело, в которое положил столько воли и
характера? Даром ли он тратит это пламя, блеск? Потонет ли в лучах этого блеска образ Обломова и той любви?..
Борьба за свободу духа может принимать героический
характер.
Моя философская мысль была
борьбой за освобождение, и я всегда верил в освобождающий
характер философского познания.
Некоторая воинственность моего
характера целиком перешла в идейную
борьбу, в сражения в области мысли.
История русского народа одна из самых мучительных историй:
борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный
характер петровской реформы, крепостное право, которое было самой страшной язвой русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый
характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
Он обнаружил очень большую проницательность, когда обличал реакционный
характер натурализма в социологии и восставал против применения дарвиновской идеи
борьбы за существование к жизни общества.
Теперь это разом объяснилось Розанову; они не сложили рук, как московские, и не взялись за работу, а выдумали новый, совершенно безопасный и не вызывающий ничьего противодействия союз, придавая ему
характер псевдосоциальной
борьбы.
Мирное Чемезово сделалось ареною
борьбы, которая, благодаря элементу соревнования, нередко принимала
характер ненависти.
На этой почве он издавна, с неравным успехом, но упорно борется с попом, а с легкой руки Вольтера эта
борьба приняла очень яркий и даже торжествующий
характер.
После такой
борьбы долго она была молчалива, грустна, потом вдруг впадала в безотчетно веселое расположение духа, не изменяя, однако же, своему
характеру: что веселило ее — не развеселило бы другого.
Стало быть, многосторонне понимал
борьбу; не с медведями только и не на одних дуэлях ценил в себе стойкость и силу
характера.
И прежняя жизнь его была бредом, и теперь она продолжала быть бредом, с тою лишь разницею, что прежний бред имел сначала либеральный, потом консервативный
характер, а теперь он принял форму бреда
борьбы.
— Алеша умный, Алеша добрый, — проговорил Костя, лениво поднимая голову, — но, милая моя, чтобы узнать, что он умный, добрый и интересный, нужно с ним три пуда соли съесть… И какой толк в его доброте или в его уме? Денег он вам отвалит сколько угодно, это он может, но где нужно употребить
характер, дать отпор наглецу и нахалу, там он конфузится и падает духом. Такие люди, как ваш любезный Алексис, прекрасные люди, но для
борьбы они совершенно не годны. Да и вообще ни на что не годны.
Он почувствовал, что не отвлеченные верования, а жизненные факты управляют человеком, что не образ мыслей, не принципы, а натура нужна для образования и проявления крепкого
характера, и он умел создать такое лицо, которое служит представителем великой народной идеи, не нося великих идей ни на языке, ни в голове, самоотверженно идет до конца в неровной
борьбе и гибнет, вовсе не обрекая себя на высокое самоотвержение.
Преемник его Феодор был человек больной и слабый
характером, решительно не имевший возможности предпринять упорную
борьбу с старым порядком, которого он тоже не одобрял.
Романтизм беспрестанно плакал о тесноте груди человеческой и никогда не мог отрешиться от своих чувств, от своего сердца; он беспрестанно приносил себя в жертву — и требовал бесконечного вознаграждения за свою жертву; романтизм обоготворял субъективность — предавая ее анафеме, и эта самая
борьба мнимо примиренных начал придавала ему порывистый и мощно-увлекательный
характер его.
Постоянные хлопоты по хозяйству, о детях, вечная
борьба с нуждою, каждодневные головомойки никуда не годному супругу — все это развило в Катерине Архиповне желчное расположение и значительно испортило ее
характер; она брюзжала обыкновенно целые дни то на людей, то на дочерей, а главное — на мужа.
Правда, что благодаря общему против него возбуждению, он и при такой ловкости все-таки немножко страдал, но искоренить его никак не удавалось, а
борьба с ним иногда даже принимала немножко смешной
характер, что всех еще более обижало и злило.
То, что казалось бы другому доказательством нежнейшей любви, — пренебрегал он часто как приметы обманчивые, слова, сказанные без намерения, взгляды, улыбки, брошенные на ветер, первому, кто захочет их поймать; другой бы упал духом и уступил соперникам поле сражения… но трудность
борьбы увлекает упорный
характер, и Печорин дал себе честное слово остаться победителем: следуя системе своей и вооружась несносным наружным хладнокровием и терпением, он мог бы разрушить лукавые увертки самой искусной кокетки…
Венеровский. Да-с, Любовь Ивановна, моя женка миленькая. Другим знание всего того, что я вам сообщил, дается трудом и
борьбой и глубоким изучением, и то редкие, сильные
характеры усвоивают себе это учение так полно и ясно, как я его понимаю, а вам, моя миленькая счастливица, все это дается легко. Только слушать, воспринимать, и вы сразу станете на ту высоту, на которой должен стоять человек нового времени. Да бросимте словопрения! Мы теперь одни несвободны. (Садится ближе.)Что ж вы не пьете, моя касатынька?
Когда один мотив этой
борьбы и страданий начинал казаться уже недостаточным, когда одна черта благородства и возвышенности
характера начинала как будто покрываться некоторой пошлостью, г. Тургенев умел находить другие мотивы, другие черты, и опять попадал в самое сердце читателя, и опять возбуждал к себе и своим героям восторженную симпатию.
Это
характер крепкий, но крепкий не на
борьбу, а на упорство в раздражении.
Вот, например, сильный, горячий
характер маленькой Нелли; но посмотрите, как она поставлена, и может ли ей в этой обстановке прийти хоть малейшая мысль о
борьбе постоянной и правильной?
Тут уже нет речи о
борьбе, тут и для
характеров более сильных возможно только бесплодное раздражение, желчные жалобы и отчаяние.
Это неизбежный закон
борьбы двух
характеров, и исход ее всегда легко предугадать.
Если она является в человеке вследствие суровости
характера, закаленной в
борьбе и опыте жизни, то она принимает, по этому самому, некоторый вид грубости и брюзгливости, не всегда нравящейся, особенно самолюбивым людям.
В этом обстоятельстве мы находим ясное подтверждение того, что направление, принятое Пушкиным в последние годы, вовсе не исходило из естественных потребностей души его, а было только следствием слабости
характера, не имевшего внутренней опоры в серьезных, независимо развившихся убеждениях [, и потому скоро павшего от утомления в
борьбе с внешними враждебными влияниями].
Одни из них развивались наряду с христианством и в
борьбе с ним, а потому имеют в большей или меньшей степени враждебный христианству
характер, — таков талмудический иудаизм и мусульманство.
Русские коммунисты придают возведенной в систему лжи
характер нравственного долженствования и добра во имя осуществления конечной цели мирового коммунизма и во имя
борьбы за свою власть, превратившуюся в самоцель.
— Есть… И образцовое двуклассное, и еще две школы в слободах; но ведь это в самое последнее время заведено; а прежде — вы, чай, сами помните — хоть шаром покати… Раскольничьи черницы да солдаты безграмотные учили по Псалтири… Опять же при братстве происходят беседы, ввиду
борьбы с расколом, и поучительные чтения светского
характера.
Из всех тогдашних конгрессов, на каких я присутствовал, Съезд Интернационального Союза рабочих (о котором я говорил выше) был, без сомнения, самый содержательный и важный по своим последствиям. Идеи Маркса, создавшего это общество, проникли с тех пор всюду и у нас к половине 90-х годов, то есть около четверти века спустя, захватили массу нашей молодежи и придали ее настроениям гораздо более решительный
характер общественной
борьбы и наложили печать на все ее мироразумение.
Все учение о классовой
борьбе носит аксиологический
характер.
Революционность определяется совсем не радикализмом целей и даже не
характером средств, применяемых в
борьбе.
Но
борьба их не вытекает из естественного хода событий и из
характеров лиц, а совершенно произвольно устанавливается автором и потому не может производить на читателя той иллюзии, которая составляет главное условие искусства.
Условия всякой драмы, по законам, установленным теми самыми критиками, которые восхваляют Шекспира, заключаются в том, чтобы действующие лица были, вследствие свойственных их
характерам поступков и естественного хода событий, поставлены в такие положения, при которых, находясь в противоречии с окружающим миром, лица эти боролись бы с ним и в этой
борьбе выражали бы присущие им свойства.
Начинается долгая, упорная, скрытая от чужих взглядов
борьба. Для обеих сторон это не каприз, не упрямство, а
борьба за жизнь, за существование. В июле 1891 года Толстой решил опубликовать в газетах письмо с отказом от собственнических прав на свои литературные произведения. Произошла бурная семейная сцена.
Характер ее мы ясно можем себе представить по сценам, происходящим между мужем и женой в упомянутой драме «И свет во тьме светит».
Тем временем патриотические газеты и журналы писали о глубоконародном и глубоко-христианском
характере войны, о начинающейся великой
борьбе Георгия Победоносца с драконом…
Нужно ее поставить на широкую ногу, придать
борьбе общественный
характер.
Борьба не была в
характере Глеба Алексеевича — это был человек, чувствующий себя спокойно и счастливо лишь тогда, когда кругом его царили мир и тишина.
С таким противником
борьбу надо было ввести осторожно, хотя его прямой
характер давал возможность иногда обострить отношения между ними и государем.
Это обычная обстановка всяких чтений и торжеств была для Антонины Сергеевны новостью. Она не могла припомнить, случалось ли ей во всю ее жизнь попасть, в Москве или Петербурге, на вечер с таким именно
характером. В Петербурге она провела детство и часть девических годов; тогда ее в такие места не возили; потом деревня, знакомство с Гаяриным, любовь,
борьба с родителями, уход замуж и долгие годы обязательного сиденья в усадьбе.
Классовая
борьба, этот первородный грех человеческих обществ, в XIX веке углубилась и изменила свой
характер.
По герцогскому приказу Фебуфис начал записывать огромное полотно, на котором хотел воспроизвести сюжет еще более величественный и смелый, чем сюжет Каульбаха, — сюжет, «где человеческие
характеры были бы выражены в
борьбе с силой стихии», — поместив там и себя и других, и, вместо поражения Каульбаху, воспроизвел какое-то смешение псевдоклассицизма с псевдонатурализмом. В Европе он этим не удивил никого, но герцогу угодил как нельзя более.
Моральный
характер буржуазно-капиталистического века делает
борьбу классов за свои интересы более беззастенчивой, чем в прежние века.